Юридические и бухгалтерские услуги в Новосибирске с 2005 года

Как решить проблему оплаты нерабочих дней?

Указами президента РФ от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» период с 28 марта по 30 апреля 2020 года объявлен нерабочими днями с сохранением заработной платы.

Сегодня каждого работодателя интересует, из каких источников производить выплату заработной платы за указанный период, если деятельность не осуществлялась в связи с пандемией. Кроме того, нужно заплатить и страховые взносы, пусть и с отсрочкой…
Отдельно отметим, что именно сейчас, сегодня, важно выработать грамотные правовые позиции, ведь запущенный механизм ошибочных решений судов фактически будет служить источником прецедента и применяться судами при решении аналогичных дел, дестабилизируя экономику. Российское законодательство вполне удовлетворительно написано, представляет собой механизм сдержек, рычагов и противовесов и при корректном и настойчивом применении будет выправлять сложившуюся ситуацию.

Нужно в первую очередь сказать, что в КЗоТ вообще не было норм о пандемии, как и не случалось самой пандемии в период существования КЗоТ. Поэтому и нет практики применения. В отличие от сегодняшнего Трудового кодекса, который дает прямое и однозначное решение проблемы. Трудовой кодекс дает возможность работодателю сохранить ресурсы, а работникам получить пособия за счет государства, что в итоге способствует сохранению компаний и оздоровлению экономики, а также соблюдению баланса интересов участников трудовых отношений и государства. Работники смогут вернуться на рабочие места после пандемии (то есть заключить новый трудовой договор) и могут получать пособия от государства в порядке, предусмотренном законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

В настоящей статье мы рассмотрим исключительно путь, установленный законодательством, то есть то, как должно быть по закону, без учета интерпретационных актов ведомств — писем и рекомендаций Минтруда (например информации Минтруда России от 02.04.2020). Ведь согласно п. 2 постановления правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (ред. от 28.03.2020) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. Минтруд относится к структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной указом президента РФ от 21.05.2012 №636 (ред. от 31.03.2015). Все правовые нормы приводятся по официальным текстам правовых нормативных актов.

Итак, согласно абз. 3, 13 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 16.12.2019), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами осуществляется (кроме прочих нормативных актов.— прим. авт.) указами президента РФ. Указы президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам.
Согласно преамбулам вышеназванных указов президента РФ от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239, данные указы приняты в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со ст. 80 Конституции РФ. Согласно ст. 8 федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливающей полномочия президента РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия по регулированию трудовых отношений в период чрезвычайных ситуаций в этот перечень не входят. Так, согласно п.п. а) п. 1 ст. 8 ФЗ №68, президент определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Соответственно, поручение президента РФ от 15.11.2011 №Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года» не содержит и не может содержать возможности регулирования трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ, в свою очередь, не содержит норм, предусматривающих оплату труда в нерабочие дни при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Термин «нерабочие дни» употребляется не иначе как «нерабочие праздничные дни» (ст. 112 ТК РФ).

Трудовым кодексом также не предусмотрено обязанности работодателя выплачивать компенсации и не установлены гарантии при чрезвычайных обстоятельствах.

Материал «КонсультантПлюс»

Путеводитель по кадрам

Выплаты работнику при прекращении трудового договора в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств

Все причитающиеся работнику суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения. Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее дня, следующего после предъявления уволенным работником требования о расчете (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2 ст. 140 ТК РФ). Согласно ст. 127 ТК РФ, при прекращении трудового договора работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 3 ст. 90 Конституции РФ, указы и распоряжения президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Таким образом, указы президента РФ от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239 в части, устанавливающей «нерабочие дни» и сохранение заработной платы, противоречат Трудовому кодексу РФ и применяться для регулирования общественных отношений в сфере труда в этой части не могут.

Так как же нормы Трудового кодекса РФ предписывают вести себя сторонам трудовых отношений при возникновении пандемий? И обязан ли работодатель оплачивать работу в «нерабочие дни» с 28 марта по 30 апреля 2020 года?
В Трудовом кодексе существуют понятия расторжения трудового договора и прекращения трудового договора. В случае эпидемии происходит автоматическое прекращение трудового договора по обстоятельствам непреодолимой силы, не зависящим от воли сторон.

То есть, согласно пп. 7 ст. 83 ТК РФ, трудовой договор подлежит прекращению по таким обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Круг субъектов, правомочных признавать наличие чрезвычайных обстоятельств, установлен федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 03.07.2019 №159-ФЗ). Согласно пп. м) п. 1 ст. 11 этого закона, устанавливающей полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такое право у субъектов появилось после вступления в силу федерального закона от 03.07.2019 №159-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и федеральный закон „Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“».

В Новосибирской области, согласно п. 13 постановления правительства Новосибирской области от 18.03.2020 №72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области», распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которое является обстоятельством непреодолимой силы.

Далее. Поскольку по применению пп. 7 ст. 83 ТК РФ (при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений) нет правовых позиций Верховного суда РФ, арбитражной практики, связанной именно с обоснованностью прекращения трудовых отношений по данному основанию, а пп. 7 ст. 83 ТК РФ содержит фразу «препятствующих продолжению трудовых отношений», то необходимо определить круг работодателей, у которых трудовые отношения прекращаются, так как наступление чрезвычайных обстоятельств препятствует их продолжению. Научные комментарии содержат разные мнения. По нашему мнению, трудовые отношения должны быть прекращены уже в момент признания обстоятельств чрезвычайными, так как любое чрезвычайное обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений. Если деятельность все-таки продолжается, то продолжается на свой страх и риск. Ведь существует ст. 236 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Обратите внимание на п. 2 постановления правительства Новосибирской области от 03.04.2020 №102-п: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Новосибирской области виды деятельности, указанные в п. 1 настоящего постановления (а это строительная и обрабатывающая промышленность — ОКВЭД 08.11; 08.12; 16; 19.20.9; 23.20; 23.3; 23.4; 23.51; 23.52; 23.6; 23.99; 25; 41; 42, 43; 47.52; 68; 71; обрабатывающие производства — ОКВЭД 10-33; добыча прочих полезных ископаемых — ОКВЭД 08.11-08.12; образование — ОКВЭД 85.12-85.14.— прим. авт.), и принявшие решения о возобновлении деятельности, в тот же день уведомляют правительство Новосибирской области о принятом решении, содержащем информацию о количестве планируемых к выходу работников, самостоятельно и за свой счет обеспечивают санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, необходимые для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Чтобы конкретизировать работодателей по отраслям, обратимся к постановлению губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 №43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» (в ред. от 04.04.2020), которое в п. 12 указывает: «при исполнении настоящего постановления учитывать то, что в соответствии с п. 13 постановления правительства Новосибирской области от 18.03.2020 №72-п „О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области“ распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредвиденным обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ „О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, которое является обстоятельством непреодолимой силы».
Итак, согласно абз. 1 п. 1 и п. 3 постановления губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 №43:

1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Новосибирской области, с 28.03.2020 по 30.04.2020:

  1. приостановить проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан;
  2. приостановить посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных в пп. 1 настоящего пункта мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), аквапарков, детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, а также ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах;
  3. приостановить работу торгово-развлекательных центров, за исключением расположенных в них аптек и объектов розничной торговли, реализующих продовольственные товары;
  4. приостановить работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, фитнес-центров, спортивных клубов, массажных салонов, соляриев и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки.

3. С 28.03.2020 по 30.04.2020 приостановить работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов. Таким образом, в указанных отраслях трудовые отношения однозначно прекращаются с 28 марта 2020 года. Можно оформить прекращение и позже.

Простоем дни с 28 марта по 30 апреля 2020 оформить нельзя

Что такое простой? Согласно абз. 3 ст. 72.2 ТК РФ, простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Кроме того, в случае простоя предусмотрен лишь перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Таким образом, простоя в случае эпидемий нет.

Согласно абз. 2 ст. 72.2 ТК РФ, в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

Заострим внимание: именно для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

https://www.kommersant.ru/doc/4316242